Типографика

Характер и стиль шрифта, характеристики шрифта и их применение

Привет!

Рад, что ты согласился попробоваться на роль дизайнера в нашей команде. Давай я коротко расскажу о том, чем мы занимаемся.


Мы молодой стартап, который делает терминалы селф-обслуживания для сетевых магазинов — знаешь, такие кассы самообслуживания, как уже стоят в «Перекрестке» и некоторых других магазинах. Сейчас это очень большой рынок, у нас большие планы и крупные инвесторы. Сами кассы уже готовы и наши программисты заканчивают серверную часть. Но осталось много интерфейсных работ: дизайн интерфейса касс, дизайн админки для магазинов, мобильное приложение и маркетинговые материалы (сайт, лендинги, банеры и пр.). В общем, еще много всего, за что уже срочно надо браться.

Прежде, чем я предложу твою кандидатуру нашему CEO, хочу понять твой текущий уровень. Не переживай, для нас важно не только, что ты умеешь уже сейчас, но и то, насколько ты готов расти и развиваться вместе с компанией. Я дам тебе небольшое тестовое, оно состоит из трех задач.

Задание 1. Важность деталей.



Мы очень ценим детали и верим, что от глубокой проработки продукта зависит конечный результат. Одна из таких деталей это типографика, в частности шрифты в наших коммуникациях.


Многие люди с трудом сознательно смогут заметить разницу в шрифтах схожей формы. Например, разницу между двумя гротесками (Arial и Helvetica) или антиквами (Times New Roman или Garamond). Но бессознательно, читая текст, им будет не только проще читать текст написанный одним, а не другим шрифтом, они даже будут по разному относится к его содержимому.


Давай проверим, сможешь ли отличить их ты.

Вот несколько популярных шрифтов. Некоторые из них похожи по начертанию, однако, одни популярны, другие наоборот неизвестны или даже ненавистны среди дизайнеров.

Давай проверим, сможешь ли отличить их ты

Вот несколько популярных шрифтов. Некоторые из них похожи по начертанию, однако, одни популярны, другие наоборот неизвестны или даже ненавистны среди дизайнеров
Пройти тест
Тут два шрифта: Times New Roman и Garamond. Какой из них Time New Roman?
Правильно! Кстати, во всех гос организациях в нашей и ряде других стран в документах используют шрифт Times New Roman. Есть исследование, результаты которого показывают, что если бы его заменили на очень похожий Garamond, то краски на печать документов тратилось бы на 25% процентов меньше. Правда тут учитывалась печать на струйных, а не лазерных принтерах.
Не правильно. Times New Roman под номером 1. Кстати, во всех гос организациях в нашей и ряде других стран в документах используют шрифт Times New Roman. Есть исследование, результаты которого показывают, что если бы его заменили на очень похожий Garamond, то краски на печать документов тратилось бы на 25% процентов меньше. Правда тут учитывалась печать на струйных, а не лазерных принтерах.
Дальше
Проверить
Показать результаты
Какой из этих шрифтов Didot?
Неправильно, Didot под номером 2
Правильно!
Дальше
Проверить
Показать результаты
Посложнее: какой тут шрифт Times New Roman?
Правильно!
Неправильно, Time New Roman под номером 1
Дальше
Проверить
Показать результаты
И последний, самый популярный: какой из этих шрифтов Helvetica?
Неправильно... 
Правильно! 
Дальше
Проверить
Показать результаты
Возможно тебе стоит пройти тест еще раз
Попробовать снова
Возможно тебе стоит пройти тест еще раз
Попробовать снова
Хороший результат, молодец!
Попробовать снова
Хороший результат, молодец!
Попробовать снова
Отличный результат!
Попробовать снова
Arial и Helvetica действительно очень похожи. Их отличия крайне малы и заметны лишь в деталях. Но эти детали и сделали шрифт настолько популярным, что он стал единственным в истории шрифтом, про который сняли полнометражный фильм.
Вернемся к восприятию шрифтов людьми. Режиссер Эррол Моррис провел эксперимент: 45 000 его участников прочитали отрывок из книги физика Дэвида Дойча о маловероятности того, что Земля будет разрушена астероидом. После прочтения отрывка, Эррол попросил читателей пройти опрос о том, считают ли они утверждение Дойча правдой и насколько они уверены в этом заключении. Эксперимент заключался в том, что отрывок из книги выводился пользователям рандомно одним из шрифтов:

В результате оказалось, что Baskerville выглядит для пользователей убедительнее остальных шрифтов и читатели чаще соглашались с утверждением отрывка из книги, когда он был написан этим шрифтом. Не понятно, почему так вышло, особенно, учитывая то, что большинство даже не заметят разницу между Georgia и Baskerville, но это факт.


Еще один пример использования узнаваемой формы шрифта — обложки кинофильмов. Только по одному шрифту можно понять жанр предстоящего кино, настолько хорошо шрифт может передавать эмоции. Я сделал небольшую подборку.

Посмотри и попробуй догадаться к какому жанру какой шрифт относится

Пройти тест
Как по-твоему, для какого жанра фильмов часто используют этот шрифт?
Правильно! Это комедия
Неправильно! Это комедия
Неправильно! Это комедия
Неправильно! Это комедия
Дальше
Проверить
Показать результаты
Теперь попробуй догадаться для какого жанра фильмов часто используют этот шрифт?
Неравильно! Это экшн
Неравильно! Это экшн
Правильно! Это экшн
Неравильно! Это экшн
Дальше
Проверить
Показать результаты
Ещё один шрифт
Нет, это романтика
Да, это романтика
Нет, это романтика
Нет, это романтика
Дальше
Проверить
Показать результаты
И последний
Правильный ответ: Приключения/фантастика
Правильный ответ: Приключения/фантастика
Правильный ответ: Приключения/фантастика
Верно!
Дальше
Проверить
Показать результаты
Примеры использования шрифтов можно приводить бесконечно, одних только логотипов тысячи. Думаю, про важность шрифта и его эмоциональную роль в коммуникациях уже достаточно 
Попробовать снова

Задание 2. Шрифт.



Отлично! Мы рады, что у тебя уже такой уровень. Мы уже говорили, что тебе предстоит работать сразу в нескольких направлениях: интерфейс касс самообслуживания, дизайн админки, сайта и лендингов, приложение и маркетинговые материалы. У всех этих направлений есть своя специфика. И раз уж мы говорим про важность шрифта, давай попробуем определить, какие характеристики шрифта лучше подойдут для этих направлений.

Ты уже знаешь, что у всех шрифтов свой эмоциональный окрас. Есть ещё одна важная характеристика — читаемость. Т.е. насколько легко пользователю считывать информацию в текстовом блоке. Почему читаемость важна? Пользователи не очень любят читать, а доносить до них информацию надо: преимущества продукта на лендинге, онбординг в приложении, рекламные материалы и т.п. Информация помогает пользователю выбрать ваш продукт. Чтобы донести эту информацию, надо сделать ее простой (редактура) и читаемой (вёрстка).


На читаемость влияет и форма шрифта и верстка текста. Сейчас поговорим о первом.

Есть два термина, которые очень часто сводят в один или путают: шрифт и гарнитура.

Гарнитура — это шрифтовая семья / набор шрифтов в разных размерах и начертаниях (пропорции, насыщенность, наклон знаков и др.).
Шрифт — набор символов на одном или нескольких языках, объединенных общим стилем.
У шрифта есть ряд характеристик:

1. Начертание
  • Насыщенность: thin, regular, medium, bold, extra bold, italic;
  • Пропорции: узкое, нормальное, широкое
  • Наклон знаков: прямой, курсивный
2. Форма: гротеск, антиква, брусковый, акцидентный; которые, в свою очередь, делятся на подтипы.
3. Ряд других характеристик: кегль, межбуквенное расстояние и др.

Гротески в отличие от антикв выглядят более современно, без лишних деталей, понятно и чётко.

Посмотри, как модные бренды, ранее имевшие самодостаточные, холодные, иногда даже надменные логотипы, начинают использовать более человечные гротески, идентифицируя себя как более открытые для своей аудитории, более гуманные и современные.
Помимо эмоционального окраса шрифт должен помогать тексту выполнять его цель: донести информацию, продать продукт, обратить на себя внимание и т.д.

Для основного текста, особенно если его много, лучше использовать простой шрифт, без сильного контраста в штрихах и без каких-то ярких особенностей.

Как говорил создатель всем известного Times New Roman: если вы замечаете красивые элементы в шрифте, значит от них нужно избавиться, т.к. они будут отвлекать от текста.

Кроме цели текста нужно учитывать ограничения формата, на котором он будет набран. Например, для узких форматов лучше использовать сжатый шрифт, чтобы в строку помещалось больше символов.
Для маленьких форматов с мелким кеглем (как, например, упаковка продуктов) лучше использовать более нормальную ширину шрифта без контраста в штрихах (все штрихи букв одной толщины или близки к этому).

И с более широким межбуквенным расстоянием, чтобы буквы не сливались в одно пятно.

Плюс более короткие выносные элементы, чтобы не растягивать высоту строки и экономить место.
То же касается и интерфейсов мобильных приложений: экран узкий, текста много и он должен хорошо читаться. Можно избежать использования узкой пропорции шрифта:

1. Сделать кегль поменьше и использовать шрифт, в котором строчные (маленькие) не сильно меньше прописных (заглавные), чтобы они оставались хорошо видимыми.
2. Использовать шрифт с открытыми формами, чтобы похожие буквы не путались и не сливались. Например, «о» и «с» или цифра 8 и прописная «З».
На дорожных знаках, где у читателя очень ограниченное время для считывания информации лучше использовать более широкие буквы. Так расстояние внутри букв между штрихами будет больше и буквы будут более контрастными. Плюс увеличенное межбуквенное расстояние.
Ты уже знаешь характеристики шрифтов и можешь аргументировано выбирать тот или иной. Теперь перейдем к нашему заданию:

Какие характеристики шрифта основного текста лучше использовать для этого приложения?

Это мобильное приложение сетевого продуктового магазина. В нем много карточек товара с описаниями, отзывами и характеристиками.
Пройти тест
Начертание
Дальше
Проверить
Показать результаты
Насыщенность
Дальше
Проверить
Показать результаты
Форма шрифта
Дальше
Проверить
Показать результаты
Стиль букв
Дальше
Проверить
Показать результаты
Форма букв
Дальше
Проверить
Показать результаты
Попробуй еще раз. Не совсем верно.
Попробовать снова
Попробуй еще раз. Не совсем верно.
Попробовать снова
Почти! Попробуй ещё раз!
Попробовать снова
Почти! Попробуй ещё раз!
Попробовать снова
Отличный ответ! Ты хорошо справляешься!
Попробовать снова
Отличный ответ! Ты хорошо справляешься!
Действительно, когда много мелкого текста, лучше максимально позаботиться о его читаемости: открытость букв, легкая насыщенность и привычная форм букв помогают в этом.
Попробовать снова

Следующий пример: Десктопная версия онлайн издательства с большим количеством текста: статьи, интервью и т.п.

Какие характеристики шрифта основного текста лучше использовать для этого приложения?

Пройти тест
Форма шрифта
Дальше
Проверить
Показать результаты
Начертание
Дальше
Проверить
Показать результаты
Насыщенность
Дальше
Проверить
Показать результаты
Стиль букв
Дальше
Проверить
Показать результаты
Попробуй еще раз.
Попробовать снова
Попробуй еще раз. Не совсем верно.
Попробовать снова
Попробуй еще раз. Не совсем верно.
Попробовать снова
Почти! Попробуй еще раз.
Попробовать снова
Ты молодец!
Конечно, это не означает, что все онлайн издательства или лонгриды должны использовать шрифты с засечками. Тут вообще нет четких ограничений. Но для длинных текстов при условии отстутствия ограничения в пространстве, лучше использовать антикву.
Попробовать снова
Супер! Ты молодец!
Конечно, это не означает, что все онлайн издательства или лонгриды должны использовать шрифты с засечками. Тут вообще нет четких ограничений. Но для длинных текстов при условии отстутствия ограничения в пространстве, лучше использовать антикву.
Попробовать снова
Следующее задание.
Мобильный мессенджер. Например, Телеграм, Вотсап и пр.
(только не надо сразу подглядывать в телефон ;)

Какие характеристики шрифта основного текста лучше использовать для этого приложения?

Пройти тест
Форма шрифта

Форма шрифта

При мелком кегле наличие засечек у букв делает текст тяжелее, наполняя его излишним шумом. Гротеск же легче, свободнее в штрихах и хорошо читается на мелких кеглях.

Форма шрифта

При мелком кегле наличие засечек у букв делает текст тяжелее, наполняя его излишним шумом. Гротеск же легче, свободнее в штрихах и хорошо читается на мелких кеглях.

Форма шрифта

При мелком кегле наличие засечек у букв делает текст тяжелее, наполняя его излишним шумом. Гротеск же легче, свободнее в штрихах и хорошо читается на мелких кеглях.

Дальше
Проверить
Показать результаты
Высота строчных
Чтобы при мелком кегле строчные буквы не сливались в одно пятно, лучше использовать шрифт с низким контрастом между прописными и строчными.
Чтобы при мелком кегле строчные буквы не сливались в одно пятно, лучше использовать шрифт с низким контрастом между прописными и строчными.
Дальше
Проверить
Показать результаты
Насыщенность
Если штрихи букв будут слишком толстыми, то при мелком кегле снизится их контрастность — уменьшится белое (внутрибуквенное) пространство и текст будет тяжелее читаться.
Если штрихи букв будут слишком толстыми, то при мелком кегле снизится их контрастность — уменьшится белое (внутрибуквенное) пространство и текст будет тяжелее читаться.
Если штрихи букв будут слишком толстыми, то при мелком кегле снизится их контрастность — уменьшится белое (внутрибуквенное) пространство и текст будет тяжелее читаться.
Если штрихи букв будут слишком толстыми, то при мелком кегле снизится их контрастность — уменьшится белое (внутрибуквенное) пространство и текст будет тяжелее читаться.
Дальше
Проверить
Показать результаты
Стиль букв

Необычное начертание букв хорошо использовать для акцента на опредленных моментах текста. Например, на заголовках. Здесь же обычный текст, который пользователю нужно быстро прочитать, особенно если он мелкий или его много, лучше использовать привычное начертание.

При этом текст сообщения может быть как радостный, так и грустный, поэтому шрифт сам по себе должен быть максимально нейтральным, чтобы не конфликтов со своим содержимым.

Необычное начертание букв хорошо использовать для акцента на опредленных моментах текста. Например, на заголовках. Здесь же обычный текст, который пользователю нужно быстро прочитать, особенно если он мелкий или его много, лучше использовать привычное начертание.

При этом текст сообщения может быть как радостный, так и грустный, поэтому шрифт сам по себе должен быть максимально нейтральным, чтобы не конфликтов со своим содержимым.

Дальше
Проверить
Показать результаты
Контраст штрихов в буквах
При мелком кегле (как в мессенджерах), сильный контраст в штрихах может приводить к снижению читаемости: некоторые буквы могут сливаться в пятна или плохо различаться.
При мелком кегле (как в мессенджерах), сильный контраст в штрихах может приводить к снижению читаемости: некоторые буквы могут сливаться в пятна или плохо различаться.
Дальше
Проверить
Показать результаты
Всё верно! Молодец!
Попробовать снова
Попробуй еще раз. Не совсем верно.
Попробовать снова

Задание 3. Продуктовая работа.



Последнее задание от меня: я бы хотел понять, твою зрелость с точки зрения работы над продуктом. Для этого давай представим такую ситуацию: в понедельник утром к тебе приходит менеджер продукта и говорит, что на совещании было решено вывести в интерфейсе кассы самообслуживания рекламный баннер с предложением скачать наше приложение. Расскажи кратко, как ты будешь работать над задачей? Опиши просто последовательность действий, рисовать ничего не надо :)

Каждая задача имеет какое-то основание. Чаще всего это гипотеза, нацеленная на достижение определенной цели.

На лендинге это может быть конверсия в заявку, в приложении увеличение Retention (удержание пользователей), в маркетинге улучшение показателей рекламных кампаний и пр. И перед тем, как приступить к работе над задачей, желательно понимать, что и для какой аудитории ты делаешь, какие есть ограничения, какова конечная цель и как ты будешь измерять успешность результата.

Задание №3
Расскажи кратко, как ты будешь работать над задачей?